Ось установлена в блоке КПП, удерживается пружинным штифтом. Она служит для крепления шестерни заднего хода, работает в тяжелых условиях вибрации и повышенных нагрузок. Автор статьи: Роман Красинец 06.01.2021 0 0 Коробка переключения передач – важнейший компонент трансмиссии автомобиля. «Лада Приора» оснащена двумя видами КПП – механической и роботизированной. В процессе эксплуатации детали узла изнашиваются. Ремонт КПП в «Приоре» становится необходимостью. Часто водители восстанавливают работоспособность коробки своими руками. Как устроена КПП на «Приоре» Трансмиссия автомобиля передает мощность и крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. КПП – главный ее элемент – это заключенный в отдельный корпус комплекс механизмов, отключающий трансмиссию от силового агрегата и изменяющий скорость автомобиля. Оригинальная коробка «Приоры» Коробка в механическом варианте – многоступенчатый редуктор, задача которого менять скорость по команде водителя. Отсоединяется мотор сцеплением. Именно оно отключает крутящий момент, переводит двигатель и колеса в режим холостой работы. В «Ладе Приоре» 2170 установлена 2-вальная 5-ступенчатая МКПП. Внутри корпуса (картера) расположены основные элементы: Первичный вал с ведущими шестернями скоростных режимов. Зубья шестерен переднего хода косые, заднего – прямые. Вторичный вал с блоком ведомых шестерен и маслосборником в нижней части. Шестерни двух валов находятся в постоянном зацеплении. Синхронизатор, состоящий из блокировочных колец, муфты и сухарей. Рычаг, которым осуществляют переключение скоростей. Кроме того, в коробке заключены кольца, сальники, подшипники (передний и задний), магнит, удерживающий металлическую стружку. Тросиковая коробка сообщается с главной передачей, дифференциалом. МКПП «Приоры» – надежные, выносливые, просто устроенные механизмы, на их ремонт всегда можно найти дешевые запасные части. С 2014 года Lada Priora стала комплектоваться коробкой-роботом – РКПП, часто называемой автоматом. Но это ошибка: робот представляет ту же МКПП, но управляемую не человеком, а электронным блоком (ЭБУ) через автоматические переключатели (актуаторы). Выбор передач, их переключение, работа сцепления – все происходит без участия водителя. В модернизированной «механике» отпала необходимость в педали сцепления и рычаге переключения передач. Место последнего заняла ручка селектора. В коробку передач ВАЗ «Приора» заложен огромный ресурс – 200-250 тыс. км на спидометре. Однако дороги, манера вождения владельцев вносят свои коррективы. На «Приоре» ремонт КПП приходится делать на 60-80 тысячах пробега. Основные неисправности МКПП и РКПП РЕКЛАМА Поломка КПП – затратное дело, единственное оправдание которому – естественный износ деталей. Другие причины выхода узла из строя вызваны недосмотром владельцев: спортивное и агрессивное вождение; некачественное трансмиссионное масло; неоригинальные запчасти, применяемые при замене; игнорирование сроков технического обслуживания. Вы можете значительно оттянуть время ремонта КПП ВАЗ «Приора», если будете соблюдать простые правила эксплуатации и обслуживания трансмиссии. Также вам необходимо знать типичные неполадки в коробке. Слабые места МКПП: потеки масла; шум, на нейтральной скорости при запущенном двигателе, переключении одной или нескольких (а также затруднения, хруст) передач; внезапное их выключение; вибрация коробки. КПП «Приоры» Внешние проявления неисправностей могут быть вызваны множеством причин: износом синхронизатора, поломкой шестерен, дефектом подшипников, проблемами сцепления, нарушением крепления коробки. На роботизированной КПП свои повреждения: на доске приборов загорается сигнальная лампочка; во время движения появляются жужжание и вой; подтекает смазка; обороты двигателя растут, а скорость не увеличивается; пробуксовывает сцепление; появляются рывки и толчки машины в движении; РКПП самопроизвольно прекращает работу, авто останавливается. Неприятности доставляют датчики и контакты электронного «мозга». Повышенный расход топлива также бывает следствием неисправности трансмиссии. Разобраться со всеми причинами непросто. Способы диагностики Не запускайте ситуацию, если заметили некорректную работу коробки. Проведите диагностику самостоятельно: Посмотрите уровень и состояние масла. Послушайте работу мотора на холостом ходу и в движении. Как правило, дефекты, обнаруженные на слух, устраняет несложный ремонт КПП «Приоры» в гаражных условиях за пару часов. Проверьте электропроводку и давление в линиях. Проведите стояночный Stell-тест, манипулируя рычагами (не забудьте зафиксировать колеса машины «башмаками»). В сложных случаях снимите агрегат полностью, но только если вы уверены в своих знаниях. Надежнее отогнать машину в автосервис, где есть стенды, компьютерное диагностическое оборудование, специальные измерительные приборы, станки и инструменты для ремонта. Там найдут дефектные узлы, определят степень их износа, порекомендуют вид ремонта. Виды ремонта КПП РЕКЛАМА От работы коробки передач зависит управляемость автомобиля, а значит, и безопасность экипажа. После грамотной дефектовки на СТО с вами обсудят остаточный ресурс агрегата, целесообразность реставрации конструкции. После предложат ремонт коробки передач «Лады Приоры»: капитальный (с полной разборкой узла); частичный (не снимая установку с машины). Первый вариант после всесторонней диагностики и демонтажа включает: переборку ГТР – гидротрансформатора; ремонт гидравлики или замену ее элементов; обслуживание электросети и ЭБУ; замену расходных материалов. После сборки, настройки и установки агрегата на место производится регулировка кулисы и выходная диагностика. Ремонт КПП «Лады Приора» Ситуационный ремонт может включать: восстановление шеек валов; очистку резьбовых соединений (при необходимости – восстановление); зачистку забоин на шлицах; выбраковку и замену зубьев валов; сварку трещин на корпусе; устранение люфта в кулисе рычага переключения передач. Список работ велик, часто кустарный ремонт своими руками только осложняет дело. Например, не каждый рядовой водитель сможет правильно напрессовать на валы подшипники, ведь перед процедурой последние нужно разогреть до 90-100°С. Этапы ремонта Начните с подготовки рабочего места в гараже, инструментов и материалов. Что потребуется: верстак для разборки КПП; промывочные жидкости; стандартный слесарный набор; ключи и головки; емкость под отработку; ветошь. Позаботьтесь об освещении, вытяжке, рабочей одежде, средствах защиты (перчатки, очки). Любой ремонт коробки передач «Лады Приоры» сопровождается заменой масла и фильтра: купите их заранее. Демонтаж Демонтировать коробку несложно: Установите автомобиль над смотровой ямой, отсоедините аккумулятор. Слейте масло (делать это нужно перед любым вмешательством в коробку). Далее отсоедините стартер и сцепление. Установите опору под мотор. Отключите привод колес. Открутите болты крепления, снимите коробку вместе с картером сцепления. Верстак для разборки КПП Чтобы тяжелый агрегат не упал вниз, подставьте опору. Вскрытие Прежде отмойте коробку средством «Лабомид-203». Необходимо вынуть указатель уровня смазки. Далее последовательно отсоединить: крышки; синхронизатор; ведущие шестеренки. Потом снять валы и, если требуется, разобрать их. Осмотр деталей и дефектовка После осмотрите каждую деталь, замечая сколы на зубьях, трещины на чугунном корпусе. Заделывать последние нужно ручной или полуавтоматической дуговой сваркой: горячий способ в специальных печах в гараже невозможен. Проведите ревизию подшипников, посадочных мест валов. Возможно, вам придется освоить метод железнения (осталивания), чтобы правильно подготовить внутренние поверхности под подшипники. Отбракуйте негодные запчасти. Составьте список, по которому вы закупите новые элементы. Определение причин неисправностей Когда коробка снята и разобрана, вскрываются причины ее «капризов»: Если вы сняли агрегат, потому что машина не едет на любой передаче, ищите засоренный фильтр, проверьте уровень масла, обратите внимание на фрикционные диски, тормозные ленты. Причина может крыться и в шестернях масляного насоса, и манжетах в поршнях. Когда из всех передач работает только задняя, виновником может быть клапан гидроблока (ГБ). Или поломались кольца-уплотнители. Автомобиль буксует на подъемах – изношены диски муфты прямого хода. Машина едет только назад – заклинило соленоид в ГБ. Автомобиль буксует при трогании с места, а далее коробка работает нормально – возможно, проскальзывает вал из-за поломки шлицев в ступице гидроблока. Рабочий ресурс деталей ограничен, а небрежная эксплуатация авто добавляет износ комплектующих. Замена подшипников Изношенные подшипники – причина воя коробки. Для замены элементов: Снимите агрегат. Демонтируйте заднюю крышку, открепите тросик. Снимите муфту – блок с шестернями, под ним увидите прикрученную пластину. Удалите крепежи. Подденьте пластину отвертками, снимите. Далее открывается вид на подшипники : замените их на новые. Замена подшипников КПП Не забудьте снять пыльники с деталей, чтобы поступало масло. Замена первичного вала Первичный вал – неразборная конструкция. Менять его следует по алгоритму: Удалите указатель уровня масла. Снимите механизм тросика сцепления, после — крышку. Открутите болт, фиксирующий одну часть вала. Вставьте между валами отвертку, чтобы они не прокручивались. Теперь нужно расконтрить последнюю гайку. Она удерживает первичный вал. Вытащите компонент из коробки. Установите новую деталь, соберите все в обратной последовательности. Замена одной или нескольких шестерней передач Купите ремкомплект с шестернями, стопорной шайбой, штифтом, гайкой и болтом. Потребуются также: подъемник; баллонный ключ; набор головок; выколотки; отвертки. Порядок работы: Слейте масло. Снимите левое колесо. Отсоедините разъем датчика скорости. Снимите заднюю крышку. После — вилку 5-й передачи и ее шестерни. Демонтируйте шестерни, начиная с той, что за вилкой. Переходите ко второму валу. Когда освободите его последнюю шестерню, начинайте сборку, меняя истертые шестеренки на новые. Замена вторичного вала, в том числе в сборе Работа аналогична замене первичного вала: Перед тем как демонтировать крышку, нужно снять тросик сцепления и указатель уровня смазки. Затем открутить удерживающий вал болт. Зафиксировать валы от прокручивания. Теперь осталось освободить последний крепеж и поменять деталь в сборе. Замена оси шестерни заднего хода Ось установлена в блоке цены на кпп приора, удерживается пружинным штифтом. Она служит для крепления шестерни заднего хода, работает в тяжелых условиях вибрации и повышенных нагрузок